Порядок и основания проведения данного перерасчета установлен разделом 8 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Привила).
В соответствии с п. 86 Правил, при отсутствии более 5 дней подряд потребителя в жилом помещении, не оборудованном прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, он имеет право на проведение соответствующего перерасчета. Данный порядок перерасчета не распространяется на оказание коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений.
При этом, отсутствие технической возможности установки прибора учета должно подтверждаться актом, составленным исполнителем коммунальной услуги. Проведение перерасчета по ряду коммунальных услуг, предоставление которых не предусматривает установку прибора учета, например, по водоотведению или вывозу твердых коммунальных отходов, не требует составления такого акта.
При наличии указанных оснований, в соответствии с п. 91 Правил, потребитель подает заявление о перерасчете до начала периода своего отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.
В первом случае перерасчет осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев. К заявлению о перерасчете, помимо указанного акта обследования жилого помещения, прилагаются подтверждающие документы.
При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода его временного отсутствия, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель обязан представить данные документы в течение 30 дней после возвращения.
В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после возвращения, исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.
Документы, которые могут подтверждать продолжительность периода временного отсутствия потребителя, указаны в п. 92 Правил, при этом данный перечень законодательством не органичен. Такими документами могут являться: справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя, документ о временной регистрации гражданина по месту временного пребывания и так далее. На практике в числе таких документов принимаются, например, справки их местных администраций о проживании гражданина в находящемся на соответствующей территории жилом помещении в дачный период (с указанием периода проживания).
Кроме того, в соответствии с п. 96 Правил, по обращению потребителя до начала периода временного отсутствия может быть произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем. В этом случае, после возвращения потребителя исполнителем услуги проводится проверка сохранности установленных пломб, перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления дополнительных документов.
Согласно п. 91 Правил, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя при соблюдении указанных требований.
Старший помощник прокурора
Нижнегорского района Е.В. Терещенко