Основополагающие принципы правового регулирования реализации права на обращения в России сформулированы в ст. 33 Конституции РФ, согласно которой: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 59-ФЗ), который устанавливает порядок и гарантии реализации данного права.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган.
Если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации, уведомив об этом заявителя.
Письменное обращение, рассматривается в течение 30 дней со дня реги-страции. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, уполномоченное на то лицо вправе продлить названный срок, но не более чем на 30 дней, сообщив об этом заявителю.
При рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы; знакомиться с документами, касающимися рассмотрения обращения; получать письменный ответ по существу поставленных вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с его рассмотрением в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ внесены изменения в порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, согласно которым с 08.12.2017 ответ на письменные обращения в госорганы должен даваться только в письменном виде, а на электронные — в электронном. Ранее допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.
Уточнено, что к электронным обращениям заявителям можно прилагать документы только в электронной форме, чего не было в предыдущей редакции Федерального закона (допускалось их направление в бумажном виде).
На поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается соответствующий электронный адрес.
Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.
Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ, которая заключается в административном штрафе в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Возбуждение таких дел об административных правонарушениях является исключительным полномочием органов прокуратуры. Рассмотрение дел осуществляется судьями.
Согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за данное правонарушение составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
При выявлении фактов нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, необходимо сообщать об этом в органы прокуратуры по территориальности в соответствии с установленной компетенцией.
Помощник прокурора района Ю.В. Гук
01.06.2020