• Телефон редакции:+7 978 138 43 86
  • Почта редакции: chkalovocovet@yandex.ru
  • Адрес редакции: 297112, РФ, РК, Нижнегорский р-н, с.Чкалово, ул.Центральная, 54-а
  • ОСТАВИТЬ ОБРАЩЕНИЕ

Вопросы совершенствования законодательства по сокращению потребления табака и иной никотинсодержащей продукции несовершеннолетними

Проблема потребления табака несовершеннолетними является одной из актуальных в настоящее время в связи с появлением новых форм табачных изделий. Табак препятствует нормальному развитию ребенка, вызывает зависимость, способствует возникновению хронических бронхолегочных и сердечно-сосудистых болезней, увеличивает риск онкологических заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека.

Недопущение потребления табака детьми и подростками является одним из принципов Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2019 № 2732-р. Приоритетность защиты несовершеннолетних (как особой категории граждан) от воздействия табака подчеркнута при разработке данной Концепции.

Запрет на потребление несовершеннолетними табака установлен Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15-ФЗ). При этом данный запрет установлен, в том числе в местах, специально отведенных и оборудованных для курения.

Запрещены вовлечение детей в процесс потребления табака как путем предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию, так и путем покупки для несовершеннолетних либо передачи несовершеннолетним табачных изделий или табачной продукции; продажа табачной продукции несовершеннолетним.

За вовлечение несовершеннолетних в процесс потребления табака предусмотрена административная ответственность. Так, в соответствии со ст. 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за подобное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа, который накладывается на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей. За те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 2 тысяч до 3 тысяч рублей.

За продажу табачной продукции или табачных изделий несовершеннолетнему предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.14.53 КоАП РФ, согласно которой на граждан может налагаться штраф в размере от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, на должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

Законодателем также предусмотрена административная ответственность и за продажу насвая (вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и изготовленного из табака, извести и другого нетабачного сырья) и табака сосательного (снюса) (вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов).

Так, продажа насвая и снюса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей, на должностных лиц – от 7 тысяч до 12 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 тысяч до 60 тысяч рублей.

Вместе с тем в настоящее время ч. 8 ст. 19 Закона № 15-ФЗ запрещается только оптовая и розничная торговля насваем и табаком сосательным (снюсом). Такое правовое регулирование стало основанием для появления в продаже жевательных и сосательных никотиносодержащих смесей без содержания табака. Данные смеси в силу своей доступности, дешевизны и легальности стали популярны в подростковой среде, что приводит к «привыканию» к употреблению никотина и появлению различных сопутствующих заболеваний.